Готова ли Церковь к стихийным бедствиям?
Когда случаются трагедии – естественные или техногенные, и на людей обрушивается неудержимый напор стихии, ярче всего проявляется не разрушительная мощь катастроф, а сила человеческого духа и широта души.
Горе обнажает сердца. Становится приметным не только великодушие, порой даже героизм тех, кто помогал незнакомым людям. Безразличие, трусость и эгоизм, проявленные во время трагедии, надолго врезаются в память и тяжело прощаются.
Не зря говорится в Библии: «Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: “вот, мы не знали этого”? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его» (Пр.24:10-12).
Трудности и скорби проверяют государство, общество, людей. Не может остаться в стороне и церковь. Забота о жизни и людских душах – ее обязанность и священный долг.
Трудности и скорби проверяют государство, общество, людей. Не может остаться в стороне и церковь. Забота о жизни и людских душах – ее обязанность и священный долг.
Насколько мне известно, есть церкви и христианские организации, которые активно помогают пострадавшим. Сегодня я разговаривал по телефону со служителем из Краснодара. Несколько часов назад он вернулся из Крымска, разрушенного стихией. По его словам, Краснодарская община прилагает много усилий, чтобы помочь людям, пережившим трагедию.
Информацию о том, что христиане оказывают практическую помощь, я нашел и на интернет-порталах РОСХВЕ, ЕХБ, и ХВЕ, а также на паре церковных сайтов.
Но вот какая незадача: трудно было обнаружить схему, как помочь практически, находясь вдали от мегаполисов и сделать это через церковь?
Меня заинтересовало, каким образом христиане могут самоорганизоваться для помощи пострадавшим? Может ли христианская община в небольшом городе или обычный христианин выразить свою заботу людям, пережившим стихию или иное горе?
К полудню понедельника (9 июля 2012) четкую информацию о реквизитах, куда перечислить деньги, я смог обнаружить только на сайтах Русской Православной Церкви. Возможно, другие церкви либо не успели опубликовать подобные сведения, либо еще не организовали массовый сбор помощи через интернет.
Но ведь церкви имеют колоссальные человеческие ресурсы и широкое представительство по городам. Объединив усилия на благое дело, христиане многое могли бы сделать для пострадавших.
Не только морально и духовно, но и практически – Церковь может стать ответом на молитвы тех, кто, возможно, впервые отчаянно вопиет к Богу о помощи.
Изменившийся на Земле климат и пресловутый человеческий фактор будут и дальше давать о себе знать: жара и морозы, пожары и наводнения, оползни и разрушительные землетрясения. Об этом говорил Спаситель.
Хорошо бы, чтоб Церковь была к этому готова. Не только морально и духовно, но и практически – чтобы стать ответом на молитвы тех, кто, возможно, впервые отчаянно вопиет к Богу о помощи.
Это наш шанс. Это наш долг.
Иначе слова, не подтвержденные делами, не будут иметь никакой силы. Даже, если речь идет о Евангелии.
Когда я размышлял над произошедшем на Кубани, возникли некоторые вопросы. Но ответов жду не я. Эти вопросы задаю себе самому и всем служителям, пасторам, руководителям христианских союзов, чтобы нам было, что ответить однажды Богу:
- Есть ли в наших церковных союзах структуры, способные оперативно организовать помощь в бедственных ситуациях?
- Насколько широко и быстро мы можем донести до прихожан методы и пути оказания помощи? Какие христианские информационные каналы могут быть задействованы?
- Сформированы ли заранее христианские благотворительные фонды, общества или церковные отделы, с возможностью принимать как банковские, так и электронные денежные переводы, чтобы при необходимости собрать средства на помощь пострадавшим?
- Отстроена ли в этих фондах надежная система контроля, чтобы не допустить нецелевого расходования средств?
- Говорится ли в церквях о том, что именно в трудные времена церковь, как никогда, способна проявить любовь Божью делами?
- Ориентированы ли христиане помогать всем нуждающимся в подобных ситуациях или только своим по вере?
- Существуют ли подготовленные и квалифицированные служители по регионам, умеющие действовать в экстремальных обстоятельствах, и способные мобилизовать христиан-волонтеров для практической помощи? Есть ли служители, готовые восполнить духовные нужды людей, оказавшихся в беде?
Давайте будем молиться, чтобы Бог хранил всех нас. Но Его охрана не только в том, чтобы не допустить беды, но и в том, чтобы, если она придет, помочь ее преодолеть.
Я верю, что Церковь может и должна быть в это вовлечена!